Памяти поэта: Украина бьет по сердцу

 

В Москве скончался автор знаменитого слогана «Спасибо деду за Победу!»
Найдите в YouTube песни «Хороши вечера на Оби», «Аист», «Это очень хорошо!» - те, кто постарше, наверняка вспомнят, как в молодости заслушивались ими. А более юная аудитория оценит их задушевность. Автор слов к этим и множеству других произведений, - поэт Вадим СЕМЕРНИН. Песни на его стихи, написанные вместе с известными композиторами, исполняли Майя КРИСТАЛИНСКАЯ, Ирина БРЖЕВСКАЯ, Тамара МИАНСАРОВА, Людмила РЮМИНА, Муслим МАГОМАЕВ, Иосиф КОБЗОН, другие корифеи сцены. В октябре Вадиму Николаевичу должно было исполнится 90 лет. Мы собирались обязательно поздравить юбиляра. Но с сожалением узнали, что 4 декабря 2022 года литератор умер. Об этом в Интернете нет ни строчки - поделились самые близкие ему люди, для которых боль потери еще очень свежа.

 


 

Владимир Вовченко садится за пианино и исполняет: «Чья ты, песня? Я ничья, я от поля и ручья…» - произведение, которое он написал в соавторстве с Вадимом Семерниным. Владимир Николаевич - композитор, директор Детской музыкальной школы имени Майкапара в столичном Строгино и большой друг Вадима Николаевича. Они сотрудничали больше 20 лет, вместе проехали сто дорог.

- Мы познакомились в начале 2000-х в Салехарде на песенном конкурсе - нас обоих пригласили в жюри, - рассказывает Владимир Николаевич. - Вадим умел расположить к себе. Организаторы, очарованные общением с ним, шутили: пускай Вовченко летит домой, а вы у нас еще погостите. А он смеялся: нет уж, я с Володей приехал, с Володей и уеду.

Вадим Николаевич закончил Саратовское морское подготовительное училище, затем Высшее военно-морское училище в Ленинграде, служил на Балтике. Он очень любил Север, и это тоже нас объединяло. Сочинили о нем цикл песен. Например, гимн Березовского района Ханты-Мансийского округа, откуда родом мэр Москвы Сергей Собянин. Вадим дотошно изучал историю региона, о котором писал. Так появилась «Сосьвинская селедочка» - рассказ о легендарном деликатесе из реки Северная Сосьва. Недаром эту рыбку называют кто царской, кто кремлевской - говорят, в 1945-м, на конференции в Ялте, Сталин угощал ею Черчилля. Английскому премьеру она так понравилась, что по его заказу селедку поставляли в Лондон. Кстати, фраза «Спасибо деду за Победу!», которая ушла в народ, впервые прозвучала в стихотворении Семернина: «Спасибо за Победу и прадеду, и деду, и милой санитарке фронтовой, любой могиле братской и битве Сталинградской, и тем, кто бил фашистов под Москвой».

Вадим Николаевич легко импровизировал и находил сюжеты для творчества. Помню, в Сургут на праздник района мы привезли песню, где есть строки: «...поселок солнечный сияет под крылом, и стюардесса нам по имени Алена ведет рассказ о крае о своем…». Так вот прототип этой Алены - дочка моих знакомых. Когда она была маленькая, говорила: «Хочу быть пилоткой» - в смысле стюардессой. Рассказал о ней Семернину - он тут же зарифмовал.

Скромный, порядочный, готовый помочь - таким был Вадим Николаевич. Двери его квартиры на Преображенке всегда были открыты для друзей-поэтов. А когда мне срочно понадобились деньги, он одолжил, не раздумывая. Хотя мы тогда были едва знакомы.

Нашу новогоднюю песню «Фонарики» прекрасно исполняла Валентина Толкунова. С ней сложились особенно теплые отношения. Когда Валентину Васильевну приглашали на ужин после концерта, она - в отличие от многих звездных артистов - всегда брала с собой музыкантов. Так же, как и Людмила Зыкина. Я был директором Дома техники и культуры в Нижневартовске, где выступала Людмила Георгиевна, и сам видел: ее позвали на банкет, а она заявила: «Я буду не одна - с баянистами». Но для них места за столом не нашлось, и она тоже отказалась идти. Вместе этого вся компания заявилась ко мне в гости. Получился потрясающий вечер!

В последнее время Вадим Николаевич был прикован к постели. Новые стихи он записывал на диктофон. Так мы сочинили песню к 75-летию Московской области. Ее исполнил сводный хор, и это звучало очень здорово.

И Вадим Николаевич, и я - мы оба родом с Донбасса, и все происходящее на Украине бьет по сердцу. Семернин не раз бывал на родине, в городе Константиновке, - в местном краеведческом музее хранились книги с его автографом. К сожалению, теперь многое разрушено - город обстреливается, а в школах, больнице, жилых домах националисты размещают огневые позиции и вооружение. Чтобы поддержать беженцев с Украины, я выступаю перед ними с концертами, где обязательно звучат композиции на слова Вадима Николаевича.

Круиз в камышах

Семернин тяжело болел десять лет, и все время рядом была его верная Галочка - супруга Галина Ивановна. 4 июня, когда исполнилось ровно полгода со дня смерти поэта, мы вместе тихо бредем на Преображенское кладбище. 34-й участок колумбария, верхний ряд, первая ниша справа - я запомнила. По пути сюда услышала рассказ о долгой жизни без ссор и обид. Кажется, так не бывает. Но вот было же. Вместе супруги прожили 57 лет.

Познакомились в одной компании - оба незадолго до этого пережили развод. Галина с пятилетней дочкой Леночкой только выдохнула после неудачного брака и не планировала снова выходить замуж. Но остроумный эрудит Семернин ее покорил. Она химик - он выпускник Литинститута, лирик. Классика 60-х. Вадим начал ухаживать, а Галя его удивила: не любила букеты и шоколад.

- В детстве сладостей мы особо не видели, и я к ним не привыкла. Жили в Сибири, куда еще до войны из Горького перевели оборонный завод, на котором работал мой отец. А срезанные цветы мне просто жаль, - объясняет Галина Ивановна.  

Оба легкие на подъем, они с мужем много путешествовали. Как-то купили билеты на красавец теплоход, на котором должны были пройти по Днепру до Одессы. На утро Галина Ивановна глянула в иллюминатор - но вместо водных просторов увидела заросли камыша. Сказала об этом мужу - тот пробурчал сквозь сон, что такого быть не может, и вновь задремал. Но через несколько часов за бортом колыхались все те же  камыши. Выяснилось: после выхода из порта команда теплохода на радостях приняла лишнее и посадила судно на мель. Пришлось ждать, пока тягачи отбуксируют его на глубину.

Вадим Николаевич любил дарить супруге часы, каждый раз выбирая более продвинутую модель. А она смеялась: «счастливые часов наблюдают» - так получается?

Отношения выдержали проверку на прочность, когда на семью обрушились несчастья. В лихие 90-е в автоаварии погиб сын Семернина Андрей. Позже сгорела от лейкоза 53-летняя Елена, которая для Вадима Николаевича тоже была родным человеком. Когда случился инсульт у Галины Ивановны, он приложил все усилия, чтобы жена восстановилась. А потом слег сам.

- У Вадима болели ноги, вдобавок начались проблемы со зрением. Я узнала в обществе слепых, как лучше организовать быт. Убрала все острые углы, следила, чтобы никто не оставлял ножницы острием вверх, не поворачивал зубцами вилку. 

Галина Ивановна окружила мужа такой заботой, что некоторое время, как мы знаем, он даже занимался творчеством. Но в последнее время было совсем трудно. Увы, ослабленный организм не выдержал удар проклятого ковида.

К 26 октября - 90-летию Вадима Семернина - Владимир Вовченко планирует организовать вечер памяти друга. Литературное наследие поэта обширно, а значит, наверняка появятся новые песни.

 

_______

 

Рейтинг@Mail.ru